Как помочь детям готовить домашние задания

Это самая сложная и ответственная часть родительского участия в школьных делах ребенка. Трудности ее выполнения лежат в нескольких плоскостях.
Во-первых, ребенок не всегда слушает родителей, полагая, что они не знают, как именно делать, поскольку это знает только учительница. Во-вторых, зачастую родителям мешает их образование, и они начинают требовать от ребенка тех усилий, которые он осуществить пока не может. В-третьих, некоторые родители чрезмерно ориентированы на оценку и требуют от школьника достижений, не отражающих истинного владения им материалом. В-четвертых, новые технологии по разным предметам незнакомы родителям, что совершенно естественно, и они пытаются объяснить ребенку, как делать задание, неправильно с точки зрения методики выполнения. В-пятых, некоторые родители с благой целью усиления самостоятельности ребенка вообще не проверяют домашнее задание и не помо­гают в его подготовке. Мы привели только часть противоре­чий, характеризующих выполнение домашнего задания. Что и как необходимо делать родителям для того, чтобы домашние задания не превратились для ребенка в суровые испытания? Об этом и поговорим.
Прежде всего семья должна осознать свою роль в этом виде деятельности школьника. Основная цель заключается в формировании и расширении познавательного интереса, а не в замене учителя. Члены семьи должны четко усвоить, что требовать от ребенка, выше и больше того, что он может дать, вредно и бесперспективно. Для ребенка полезно постоянно находиться в тонусе, на пределе своих возможностей, а не за этими пределами.
Обязанность семьи формировать культуру труда ребенка. Идеально, чтобы в школу он пришел уже с первичными навыками этой культуры. Но практика подсказывает, что таких детей единицы. Следовательно, силы семьи должны быть направлены в первом классе на достижение необходимых приемов. Перед выполнением домашнего задания на столе перед ребенком должно лежать все необходимое. Не в ранце, не на полке, а на столе, под рукой. Это мобилизует ребенка, не дает ему отвлекаться. Со временем ребенок привыкнет к тому, что порядок на столе необходим для выполнения любого дела.
Далее непосредственно само выполнение. Родители, которые следят за жизнью ребенка, организуют его быт и обучение, как правило, знают технику выполнения домашнего задания. Возможно, они посещают разные формы педагогического просвещения, организованного в школе, или индивидуально консультируются у учителя. Здесь надо стараться, чтобы ребенок выполнил задание максимально самостоятельно. Мы настоятельно рекомендуем проговорить с ребенком задание. Сначала устно. Спросить у него, как надо его выполнять, подкорректировать, если необходимо, и только после этого приступать к выполнению. Родители часто задают вопрос: нужно ли сначала делать задание в черновике?
Думаю, что решение того вопроса должно быть индивидуальным. Нет ничего плохого, если ребенок сделает в черновике, родители проверят, исправят совместно с ребенком ошибки, и он все перепишет красиво в тетрадь. Особенно это важно для ребенка, не уверенного в своих силах, или неряшливого, допускающего грязь в тетрадях. Но если учитель запрещает работу в черновике, не надо подвергать ребенка опасности постоянных замечаний со стороны учителя. Начинать выполнение домашнего задания необходимо с того предмета, который наиболее труден для ребенка.
Существует много вопросов, связанных с организацией домашнего задания. Один из таких дискутируется в педагогических источниках, посвященных выполнению домашнего задания: Могут ли родители по своему усмотрению увеличивать домашнее задание? Думается, что нет, поскольку только учитель, владея нормами и целостным знанием предметов, может решить, какое количество учебных заданий может быть переведено в самостоятельное решение дома. Но родители могут давать разные упражнения не в рамках увеличения домашнего задания, а как интересные, познавательные задачи. Это могут быть кроссворды, игра в слова, пересказы, разучивание ритмических стихотворений и пр. Главное, чтобы ребенок был твердо уверен, что это не домашнее задание, а игра.
Еще один вопрос, который часто задают родители: Нужно ли делать домашнее задание в школе, если дети посещают группу продленного дня, или лучше все-таки его делать дома под присмотром родителей? На этот вопрос существуют два ответа. Один из них идеальный, и он заключается в следующем. В режиме продленного дня есть элемент, называемый самоподготовкой. Он направлен на то, чтобы школьники под профессиональным руководством воспитателя сделали домашнее задание. Мало того, поскольку детей не много, самоподготовка имеет мощный потенциал индивидуально­го занятия. Второй ответ скорее основан на знании автором практики работы групп продленного дня. И здесь ответ не столь оптимистичен. Не всегда в группах продленного дня работают именно профессионалы-педагоги. Но даже при наличии таковых, но при отсутствии хорошо поставленного педагогического менеджмента, польза от самоподготовки часто бывает сомнительной. Нам кажется, что родители могут решить этот вопрос индивидуально, в зависимости от условий организации режима продленного дня в школе и индивидуальных особенностей их ребенка и требований учителя к выполнению домашнего задания.
В качестве обобщения можно сказать, что помощь родителей в выполнении домашних заданий очень важна, без нее этот вид деятельности может быть выполнен неудовлетворительно. Не надо бояться ущемления самостоятельности ребенка. Ведь все зависит от умелой организации выполнения домашних заданий. Если все организовано правильно, с любовью и заботой, самостоятельность как качество личности будет развиваться. Главное, чтобы в семье ее члены обладали этим качеством, хотя бы в разной степени.

Комментарии запрещены.