Мои мысли о воспитании

В слове «воспитание» тот же корень, что и в словах «питание», «пища». И если с последними всё достаточно ясно (организм должен получить необходимую ежедневную норму белков, жиров и углеводов, определённую порцию макро- и микроэлементов, чтобы бесперебойно функционировать), то значение первого слова правильно понимают далеко не все.
   Что значит воспитывать? Кого и как надо воспитывать? Какими качествами должен обладать воспитывающий? Вопросы, вопросы, вопросы… Не на каждый из них сразу найдёшь единственно правильный ответ. Ведь воспитание – иначе, «кормление» маленького (а иногда и большого) человека духовной пищей, – столь же важно, как и насыщение того же организма пищей животного и растительного происхождения. Человек умрёт от истощения, если своевременно и систематически не будет получать еду. Но не наступит ли смерть (не физическая, а метафорическая) раньше, если душа будет холодна, будет глуха к боли и страданиям человеческим? Получается, что без воспитания души не может быть, не получится того самого Человека, имя которого, по словам М.Горького, «звучит гордо».
    Воспитатель не даёт, подобно врачу, клятву Гиппократа. Не клянётся приходить на помощь нуждающемуся в его великом даре – умении воспитывать. Но ведь и его главная миссия – не навредить, сделать всё возможное, чтобы этот наиважнейший процесс взросления души прошёл «без осложнений» и незаметно для воспитуемого.
    Каких педагогических заповедей нужно придерживаться, чтобы воспитать Человека? Прежде всего, по моему мнению, следует помнить о том, что каждого ребёнка мы, учителя, как и родители, должны принимать безусловно – то есть, любить его не за то, что он красивый, способный, талантливый и т.д., а просто так, за то, что он есть такой один, замечательный, единственный и неповторимый. Следует избегать прямого оценочного отношения к детям, зато нужно всякий раз помнить о том, что награды и наказания – отнюдь не главные воспитательные средства маленького человека, потому что они не безотказны. Совсем не факт, что если ребёнка похвалить, то он станет добрее, а если поругать – то зло отступит. Воспитание ребёнка – вовсе не дрессура. Я не раз была свидетелем того, что чем чаще ребёнка ругали дома, тем хуже он становился.
   Конечно, прекрасно, если мы будем воспитывать в ученике лидерские качества, столь востребованные в современном обществе. Но при этом необходимо соблюсти невидимый баланс, чтобы умение быть лидером, способность повести за собой сначала одноклассников, а потом коллег не превратилось в гипертрофированное желание во что бы то ни стало подчинить своей воле остальных. Также хорошо и полезно развивать в маленьком человечке чувство собственного достоинства, опять же помня о том, чтобы это замечательное чувство не приняло уродливой эгоистической формы, чтобы случайно не воспитать эгоцентрика, самовлюблённое маленькое (а потом и взрослое) чудовище.
    Наверное, прежде всего, маленького человека нужно учить быть добрым к окружающим людям и окружающему миру. Только тот, кого с детства приучали «творить добро другим во благо», будет по-настоящему счастлив и никогда не испытает чувство стыда за никогда не совершённый некрасивый поступок. Нужно учить ребёнка заботиться о своих близких, чтобы он не только снисходительно принимал родительскую любовь и ласку, но и умел дарить в ответ то же тепло и заботу. Только тогда он поймёт, что приятно не только получать, но и благодарить, не требуя ничего взамен, ибо «требовать благодарности – глупость, не быть благодарным – подлость» (В. Ключевский).
    На одном из родительских собраний я читаю вслух нравоучительный рассказ известного русского педагога К. Ушинского о том, как мальчик старательно мастерил мисочку, чтобы в недалёком будущем кормить из неё состарившихся родителей. При чтении подчёркиваю, что малыш не взял ни дорогой фарфоровой тарелки, ни дешёвого глиняного горшка. Нет, мальчик вырезал посудину из дерева, которое, как известно, не бьётся. Странное поведение ребёнка, как и странное отношение к родителям объясняется довольно просто: он пытается брать пример с родных мамы и папы. Не секрет, что дети во многом, если не во всём, копируют своих родителей. Вот и герой рассказа  К.Ушинского ежедневно становился свидетелем нелицеприятной сцены, как его родители кормят из похожей миски старенького дедушку, у которого трясутся руки и слезятся слепые глаза. Кстати, места за обеденным столом для старика они тоже не нашли, дедушку отсадили за печку. Как говорится: с глаз долой – из сердца вон. К чему я так подробно пересказываю историю Ушинского? Ответ прост. Воспитать в ребёнке чувство благодарности к своим родителям и уважения к старикам – вот ещё одна из наиважнейших педагогических задач. И не только моя, но и всего нашего общества. Если мы сумеем решить её, если приучим наших детей к мысли о том, что стыдно бросать немощных стариков, прятать «за печкой» их «непрезентабельность», тогда количество домов престарелых в нашей стране значительно сократится. Если не приучим, то в скором времени один из домов призрения может стать нашим новым адресом или постоянным местом проживания кого-то из наших близких.
    Хочу подчеркнуть, что любовь к своей семье, к своему дому, к своим близким и родственникам невозможна без воспитания любви к своей стране, тому месту, где человек родился и вырос, где с молоком матери впитал в себя – как губка – русский язык, русскую культуру, познал многовековые традиции своих предков. Что значит быть настоящим патриотом, а не «квасным»? Как воспитать это чувство сегодня? Непросто убедить современных детей в том, что Россия – великая держава, что каждый россиянин должен гордиться высоким званием гражданина этой могучей страны, когда ежечасно они становятся свидетелями событий и действий, говорящих как раз об обратном. Как тут не вспомнить слова И.С. Тургенева: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык. Не будь тебя, как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома…»! Родная речь, наш поэтический русский язык, русская живопись, неповторимая архитектура, многовековая литература помогают мне воспитать в моих учениках чувство и патриотизма, и национальной гордости.
    А ещё я очень много внимания уделяю воспитанию в детях духа коллективизма. Создать за четыре года сплочённый и дружелюбный классный коллектив, где «один за всех, а все за одного», – задача не из простых. Но, как мне кажется, у меня это получается. Мои дети умеют дружить. Они никогда не бывают равнодушными к проблемам своих одноклассников. Они не просто идут – они спешат на помощь. Я очень рада, что мои ученики – милые, добрые и открытые дети.
   Если вообще говорить о моём педагогическом кредо, то оно может уместиться в одной-единственной фразе – будь открытым. Будь открытым ко всему: к учёбе и новым знаниям, к творчеству и новым знакомствам, спеши на зов о помощи и радуйся каждому новому дню, не переставай удивляться жизни и щедро дари любовь и тепло окружающему миру. Тогда к тебе – человеку с распахнутой душой и открытым сердцем – будут тянуться другие люди, и ты никогда не будешь одинок. Это ли не самое главное в жизни? Это ли не есть великое счастье? Будь открытым – и для тебя будет открыт весь мир, такой огромный, прекрасный и удивительный!
   Учитель (воспитатель детских душ) не даёт, подобно врачу, клятву Гиппократа, не клянётся приходить на помощь нуждающемуся в его великом даре – умении воспитывать. Но он всегда должен помнить об ответственности «за тех, кого приручил» (Экзюпери), о том, что его главная миссия – не навредить, сделать всё возможное, чтобы наиважнейший процесс взросления души маленького человека  прошёл «без осложнений» и незаметно для воспитуемого…
 

Комментарии запрещены.